УПРАЖНЕНИЕ «РАБОТА НАД СНОМ»

Превратитесь в этот персонаж (предмет, эле­мент) вашего сна. Теперь пусть он расскажет о себе. Как обычно говорил Фриц Перлз: «Расскажи-ка нам свою историю».

 

Что ты делаешь в этом сне?

Что чувствуешь?

Каковы твои взаимоотношения с другими персо­нажами сна или с другими предметами ?

Что ты хочешь?

Побеседуй с другими персонажами или элемента­ми сна.

 

Это упражнение полезно проделать вслух. Хоро­шо, чтобы при этом присутствовали слушатели: ваш психотерапевт или друг, чьей объективности вы до­веряете. Они расскажут вам об особенностях вашего поведения, которых вы сами могли не заметить: о том, как менялись сила и тембр вашего голоса, какой была ваша поза, как вы мяли носовой платок и сжи­мали кулаки, как однажды перехватило ваше дыха­ние, каков был общий тон вашего рассказа. Впро­чем, вы можете выполнять упражнение молча. Тогда диалог лучше записать. Проигрывая каждую роль, обращайте внимание на все ассоциации из вашей повседневной жизни, из прочитанной книги, из телепрограммы * или вче­рашнего разговора, который вы не успели «перева­рить». Какие из этих ассоциаций дают ключ к пра­вильному пониманию сна, обычно можно узнать по специфическому внутреннему ощущению: «А-га! Это оно».

 

Как узнать, с чего надо начинать работать над сном или с какими его элементами следует себя ото­ждествить? Правил здесь нет. Вы можете отождест­вить себя с любым элементом вашего сна. Например, если бы я захотела поработать таким образом со своим сном, где я вела себя геройски, то я бы могла побыть убийцей, юной жертвой, полицейским, ге­роиней, автомобилем, палатой неотложной помощи в больнице, неработающим клаксоном. Обязательно включите в ряд элементов сна, с которыми попробуе­те отождествиться, самые яркие и волнующие эпизо­ды. Вот список тех элементов сна, с которыми вы можете себя отождествить:

А. Станьте пейзажем или всем, что вокруг,домом, воздухом, дождем, пустыней. Фриц Перлз од­нажды попросил мужчину, которому приснилось, как он катался верхом на лошади в Центральном парке, представить себя дорожкой в парке, на что мужчина тут же среагировал: «Чтобы все эти лоша­ди на меня наложили?»

 

Б. Побудьте всеми людьми, которых вы видели во сне. Если это были незнакомые люди, подумайте, не напоминают ли они какого-нибудь важного для вас человека.

В. Станьте любым предметом, который что-то со­единяет, мостом, телефоном, дорогой, грузовиком.

Г. Побудьте любым необычным предметом, по­явившимся в вашем сне, ремнем безопасности, ко­торый приделан почему-то с наружной стороны вашей машины; летающей кошкой; предметом, вол­шебно исчезающим и вновь появляющимся.

 

Д. Превратитесь в любой интригующий или та­инственный предмет запакованный сверток, не­распечатанное письмо или непрочитанную книгу.

 

Е. Побудьте любым предметом или явлением при­роды, обладающими мощной энергией, например, приливной волной, автомобилем, электрическим ге­нератором.

 

Ж. Побудьте любым появившимся во сне предме­том культа от распятия до статуи Будды.

 

3. Побудьте предметом (или человеком), у кото­рого правая часть отличается от левой. Станьте сна­чала правой половиной, затем левой. Попробуйте провести диалог между этими половинами.

 

И. Станьте двумя резко отличающимися предме­тами (или людьми), например, новым ковром и по­тертым, молодой женщиной и старухой.

 

К. Побудьте любым утраченным предметом или недостающей деталью. Это может быть что-то, что вы потеряли во сне и что упорно ищете. Это может быть недостающая часть дорожного указателя. Или наполовину написанное слово в блокноте (так, в сно­видении одного мужчины фигурировало слово «разбо», которое оказалось частью слова «неразбор­чивый»).

 

Иногда вы можете просто не замечать отсутствия какого-то важного элемента в вашем сне. Именно в таких случаях оказывается полезным присутствие во время работы со сном вашего психотерапевта или друга.

 

Мы анализировали вместе с Люси ее сон, кото­рый состоял из двух фрагментов: женщину на катал­ке ввозят в операционную, и затем та же женщина просыпается в палате. Я попросила ее представить себя хирургом и сыграть отсутствующий эпизод между этими двумя фрагментами. Во время проигрывания роли Люси поняла, что это был сон о ее недавней операции по поводу удаления матки. Это помогло ей проделать столь необходимую для нее ду­шевную работу пережить утрату такого важного органа.

 

Если у кого-то во сне фигурируют Солнце, Мер­курий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Не­птун и Плутон, то, возможно, ему нужна будет под­сказка, чтобы понять, какой планеты недостает в его Солнечной системе. Тому, кто «витает в обла­ках», порой бывает трудно увидеть очевидное что это Земля. Для него будет в высшей степени полезно отождествить себя с Землей.

 

Ы. Обращайте внимание на все устойчивые сло­восочетания и каламбуры. Если вы видели во сне хлеб, то, может быть, это мечта о новой, хорошо оп­лачиваемой работе, которая дала бы вам надежный «кусок хлеба». А может быть, вы просто соскучились по друзьям, с которыми в бывалые годы делили «хлеба горбушку и ту пополам». Это ваши сны, и поэ­тому только ваши ассоциации имеют значение. В книге Анны Фарадей «Игра снов» есть прекрасная глава, где собрано множество каламбуров из снови­дений разных людей. Вот пример из ее собственного сна: мужчина в длинных белых подштанниках стре­ляет в нее из пулемета. Значение этого сна она поня­ла в тот же день, в радиостудии, во время ожидания начала своей беседы с Лонг Джоном Нибелем, когда вдруг вспомнила сплетню, что он крайне нелюбезно встречает гостей. Она поняла, что подавляла в себе эту информацию, и ее подсознание послало ей пред­упреждение о том, что человек «в подштанниках» попробует ее «пристрелить».

 

III. Замечайте любые цифры, которые появляют­ся во сне. Это может быть номер дома, цифра на круге рулетки, чей-то возраст, цена вещи и т.д. Про­анализируйте ассоциации, которые возникают у вас в связи с этими цифрами.

 

IV. Отмечайте чувство, с которым вы просыпае­тесь. Это эмоциональное состояние будь то страх или радость, грусть или гнев, безысходность или озадаченность может оказаться лучшей подсказкой к разгадыванию смысла сновидения.

 

V. Обращайте внимание на цвета в ваших снах. Вспоминается ли что-то особенное, что связано для вас с тем или иным цветом? Может быть, вам захо­чется зарисовать некоторые фрагменты вашего сна. Если во сне был какой-то необычный цвет, попро­буйте поточнее подобрать для него краски.

 

VI. Если после такой работы над сном не прояс­нился смысл сновидения, я советую вам вступить с ним в прямой разговор. Спросите у сновидения (или у Источника Снов, находящегося внутри вас), в чем смысл заключенного в нем послания для развития вашей личности. Затем поменяйтесь местами с вашим собеседником, станьте Источником Снов и от­ветьте самому себе.

 

Если ответ оказался длинным и маловразуми­тельным, я склонна думать, что вы избегаете услы­шать какую-то более сжатую и энергичную форму­лу, способную побудить вас к действию. Я иногда прошу сократить полученное послание до несколь­ких слов, затем написать их на листке бумаги и по­весить этот плакат у себя на стене. Вот некоторые образцы:

 

«Дай себе шанс. Дай себе время»

«Перейди реку в том месте, где ты стоишь»

«Сук сломается, а дерево выстоит»

«Свет клином не сошелся»

VII. Когда вы закончили работу над сном, попы­тайтесь перевести ее результаты в конкретное дей­ствие, которое можно предпринять сейчас. Как и в работе с фантазиями, необходимо «заземлить» все возникшие при толковании сна идеи.

 

Если сон говорит вам: «Дай себе время подумать», выделите в распорядке вашего дня час, когда вы по­зволите себе спокойно поразмышлять. Если он по­буждает вас не откладывая перейти реку (вместо того, чтобы спускаться вниз по реке в поисках более удобной переправы), спланируйте, когда и как вы предпримете действия, на которые метафорически указывает сон. Если ваш сон говорит вам, что «свет клином не сошелся», а вы управляющий банком и понимаете, что в самом деле нельзя полагаться на одного, пусть и богатого вкладчика, то подумайте, что реально вы можете сделать, чтобы расширить круг своих клиентов. И сделайте это.

 

VIII. Начните составление своего персонального сонника, куда можно записывать символы ваших снов и их особое, именно для вас важное, значение.

 

 

* Каждое утро той недели, когда по ТВ показывали фильм «Корни», я находила в своих снах по крайней мере одну ассоциацию с эпизодом вечер­ней серии. Тогда многие люди делились со мной схожим опытом. Прим. авт.

 

 

КОШМАРЫ

Особенно важно поработать над кошмарными сновидениями. Иногда они вызываются враждой между разными вашими субличностями. Если вы об­наружите такой конфликт и сумеете отыскать пути примирения и удовлетворения потребностей проти­воборствующих сторон, произойдет высвобождение огромной энергии, которая поступит в ваше распо­ряжение.

 

Часто человек пробуждается от кошмара в самую последнюю секунду, когда он находится на краю об­рыва и камни летят у него из-под ног; или когда он связанный лежит на рельсах, и на него с грохотом надвигается скорый поезд; или когда он несется в машине с отказавшими тормозами с крутого холма; или... Если подобное бывает и с вами, советую вам попробовать такой гештальттерапевтический прием: досмотрите сон до конца, продолжив в вооб­ражении происходившие в нем события.


Предыдущая страница Следующая страница

 КОНТАКТ

Главная

E-mail: zerkalo52@ya.ru
Яндекс.Метрика


Hosted by uCoz