Солнце и Луна в лунном цикле

        

         Древняя астрологическая школа рассматривала Солнце и Луну как «светила», а не как небесные «тела». Небо в целом воспринималось как сфера действия сил, взаимодействие которых, влияющее на самую суть всех органических жизней, можно было символизировать сложными циклами движения небесных точек или дисков светил, на которые люди взирали с благоговейным трепетом. Солнце было «светилом дня», Луна – «светилом ночи», а термины солнечный и лунный естественно стали обозначать те виды человеческой деятельности, которые были соответственно связаны с дневным и ночным временем, с работой на полях и любовью и мечтами, заполняющими часы, проводимые дома.

         Когда мы рассматриваем Луну в астрологии, мы должны с осторожностью проводить различие между двумя факторами – зодиакальным положением и фазой. Лунный цикл – это цикл фаз, и он относится к «синодическому периоду» Луны (от новолуния до новолуния), который длится в среднем 29 дней 12 часов и 44 минуты. Но помимо этого цикла взаимосвязи между Солнцем и Луной есть также «сидерический период» Луны, который измеряется полным зодиакальным обращением Луны и является циклом положений. Этот сидерический период Луны длится 27 дней 7 часов и 43 минуты.

         У каждой планеты есть сидерический период и синодический период, первый из которых рассчитывается относительно периода четких возвращений планеты в неподвижную точку на небе, а второй – относительно ее последовательных соединений с Солнцем, которое тоже движется.

         Но в случае Луны явление фаз (или изменения внешнего вида) столь поразительны, что ему необходимо придать особую важность. Таким образом, цикл фаз Луны вполне обоснованно становится архетипом всех циклов взаимосвязи. Но мы не выявим основной смысл его, пока не уясним, что лунный цикл измеряет не изменения в самой Луне, а изменения в солнечно-лунной взаимосвязи. Фазы Луны ничего не говорят нам о самой Луне или о положении Луны на небе. Они касаются только состояния взаимосвязи между Солнцем и Луной.

         Очень многим из тех, кто изучает астрологию, недостаточно ясен этот момент и наиболее важные выводы из него. В результате изучению лунного цикла не уделяется должного места в астрологической теории, а также и в практике. Причину этому следует искать в той трудности, которую для многих представляет рассмотрение фактора взаимосвязи самого по себе. Мы видим, как Луна движется по небу, а ее внешний вид постоянно меняется. Тогда мы думаем, что с Луной что-то происходит, что это в характере самой Луны менять свой аспект в течение месяца. Причина такого изменения кажется загадочной, и мы говорим о «загадке Луны». Но загадка исчезает, или по крайней мере, приобретает совершенно иной характер, когда мы осознаем, что то, что изменяется – это солнечно-лунная взаимосвязь, а не Луна. Луна только отражает в своем видимом облике эти изменения данной взаимосвязи.

         Мы бы могли прояснить этот момент, если бы сказали, что лунный цикл символизирует основную взаимосвязь между мужчиной и женщиной. Эта взаимосвязь имеет свой собственный цикл, поистине это динамическая сущность, которая нарастает, созревает и тускнеет, затем она может восстановиться для нового цикла или совершенно распасться. Очевидно, что она не является независимой от мужчины и женщины, как от индивидуальных лиц, тем не менее мужчина и женщина как индивидуальности оказываются захваченными импульсом цикла их взаимосвязанности – если эта связь начата всерьез. Для мужчины свойственно то (по крайней мере теоретически), что эта взаимосвязь не задевает его структурно. Он может быть вдохновлен и окрылен или подавлен и смущен, но внешне он в основном не меняется, как это происходит с женщиной, потому что для женщины весьма характерно отражать в ее органической и психической структуре результаты взаимосвязи мужчина-женщина. Вид ее тела меняется, поскольку она становится наполненной продуктом этого биологического взаимодействия, а ее психическое состояние безусловно отражает подробное изменение, заметное тому, кто способен «видеть» такое состояние.

         Хорошо известно, что среди примитивных людей (даже среди нынешних американских индейцев) забеременевшая молодая женщина если и связывает свое состояние с сексуальным контактом с  мужчиной, то весьма смутно. Она воспринимает факт своей беременности на удивление невозмутимо, как человек, воспринимающий надвигающую бурю или мороз, который может погубить урок жизненно важный для самого существования племени, а может благоприятствовать этому урожаю. Мужчина и женщина живет каждый в своей сфере. Эти сферы связаны инстинктивными, социальными и ритуальными жестами, и все же в основном они остаются разделенными жестами, и все же в основном они остаются раздельными, и часто враждебными друг другу среди более «цивилизованных» людей «борьба полов» продолжается бессознательно, если не открыто. Все же война – это негативное выражение взаимосвязанности. Эта активность духа, повернутая в деструктивную сторону.

         Дух действует творчески только там, где связанности представляют основное значение как динамическому фактору, имеющему свой собственный циклический ритм, а поскольку духовная эволюция в человеке поляризована потребностью в полном осознании себя, что отсюда следует, что жить духовно – значит, жить в основной взаимосвязи. Это означает, что для людей существенно важно понимать циклическую природу и циклические законы взаимосвязи, поскольку только через такое понимание индивидуальности могут приспособиться к опыту взаимосвязи, и в полной мере вырасти духом из нее. Современная психология стремится дать нынешним сбитым с толку людям глубокое, всеобъемлющее понимание ценностей и значения взаимосвязи, и это тоже должно быть целью астрологии.

         Существует два основных уровня взаимосвязи: уровень взаимосвязи два – как одно, который начинается в сексе и вырастает через многие октавы обертонов, и уровень составного органического группового действия, которое в высшей сфере становится групповой взаимосвязью свободных от рождения и одухотворенных людей в пределах духовного братства или «плеромы». Взаимосвязь два - как одно символизируется лунным циклом, и в ней сфера «жизни» достигает своей кульминации. Бессознательное в мире животных и растений, эта биполярная взаимосвязь становится сознательной в человеке. А поскольку она становится сознательной – коль скоро принудительный секс становится сублимированным и преображается в любовь, которая индивидуализирована, свободна и чиста – принцип связанности достигает своей первой стадии исполнения. Дух реализуется в неотъемлемую двойственность.

         Он реализуется в органическом разнообразии и превосходно функционирующем человеческом теле, которое на высшем уровне созидания становится мистическим Телом Христа – превосходно организованным «человечеством последнего Дня» - в котором каждый отдельный человек действует для духа и как дух, излучая энергию духа, как звезды излучают свет. А небо как целое, и его созвездия являются астрологическими символами такого завершения.

         Когда я говорю о сексе в связи с солнечно-лунной взаимосвязью, я не ссылаюсь на органы или определенные психологические ощущения, которые идентифицируются со стремлением к сексуальному удовлетворению и со средствами достижения этого удовлетворения. Эти органы или психические факторы в астрологии особо представлены планетами Марс и Венера. Они являются теми средствами, через которые действует «жизнь». Они являются механизмами, которые эта огромная сила использует, чтобы воспроизвести в потомстве органические свойства отдельного вида. Однако, взаимосвязь Солнца и Луны относится к самой сути жизни, не к средствам, используемым этой силой, а к самой природе этой силы. Эта взаимосвязь является духом в действии на уровне два – как одно, духом, насколько он может быть выражен в дуалистической вселенной.

         Весьма интересно отметить то обстоятельность, что диск Луны и диск Солнца на нашем небе имеют почти одинаковый размер. Такое совпадение (действительно необычное!) становится возможным благодаря тому, что огромная разница в фактической массе этих двух небесных тел почти в точности компенсируется разницей в их удаленности от Земли. Луна значительно меньше, но зато она значительно ближе к нам, и поэтому создается впечатление, что она такого же размера, что и Солнце – это обстоятельство делает возможным полные затмения и Солнца и Луны. Однако средний диаметр солнечного диска несколько больше, чем средний диаметр полной Луны – это тоже весьма значительное обстоятельство.

         Таким образом, в терминах объективного измерения эти два источника «освещения» человека почти равны, но в терминах характера и качества их света Солнце и Луна совершенно различны. Свет Солнца ослепителен в своем сиянии, а его проникающее тепло придает организмам, которые стремятся подняться из гравитационного уровня земной поверхности, энергию, необходимую для их роста. Свет Луны – далекий и холодный. Он напоминает отраженную в зеркале лампу – этого света вполне достаточно, чтобы дать нам представление о вещах, но он не передает нам жизненную суть и теплоту вещей, как передает свет самой лампы.

         Согласно древним астрологам, Луна отражает лик Солнца, подобно тому, как тихая заводь отражает солнечный диск. Аналогичным образом женщина, когда она близко отождествляется с мужчиной, обычно отражает духовно-умственный характер, «свет» этого мужчины, который оплодотворяет ее тело и душу. В своем потомстве женщина делает объективной и конкретной плодотворную энергию мужчины. Когда она развита умственно и психически, она также помогает придать содержание и вывести в объективность духовно-умственное видение своего вдохновителя, или может быть нам лучше сказать «воодушевителя»?

         Животные или примитивный человек воспринимают Солнце не как объект, имеющий определенную форму, а скорее как источник активности неизменный и непреодолимый. Источник – это не объект, это скорее следует понимать как «место», где животворная вода выходит из темной почвы. Обычное существо, чье существование стало возможным благодаря созидательной активности Солнца, не смотрит на этот источник прямо – это было бы почти кощунством и могло бы обернуться слепотой. Такой человек преклоняется перед этим источником и называет его «Богом». Солнце – не для того, чтобы на него глядеть, это могут делать лишь посвященные, оно для того, чтобы жить, относясь к нему с преданностью и благодарностью, а если возможно, то и подражать ему, в пределах своих потенциальных возможностей человеку тоже приходится становиться источником лучезарной творческой активности.

         Но на Луну, когда она полная, можно глядеть – хотя даже это некоторые народы считали связанным с определенной опасностью. В своем холодном диске она являет нам ослабленный свет и форму Солнца. Она делает солнечную активность объективной, ясно воспринимаемой, она превращает ее в нечто анализируемое. Следовательно, Луна – это тоже символ человеческого интеллекта, поскольку функции интеллекта состоят в объективизации и анализе лучезарных влияний духа в человеке.

         Кроме того, чтобы анализировать то, что нельзя встретить лицом к лицу, чтобы созерцание не ослепило, необходимо подходить к изучающей дух реальности со стороны: рассматривая ее под многими углами, каждый из которых выявляет лишь небольшой аспект (или фазу) общей активности духа. Исследователь должен удовлетворяться тем, что узнает одно «имя» Бога, Создателя всего, за другим – одну фразу духа – внутри после другой. Интеллектуальное исследование по необходимости является постепенным процессом – «лунным» процессом. Таким образом, фазы Луны представляют постепенное увеличение в интеллектуальном восприятии, процесс умственного созревания, которое объективизирует и придает вещественность непосредственному солнечному сиянию, которое ни один неподготовленный разум не мог вы вынести напрямую.

         Творческая активность духа-Солнца становится в полнолуние четкой и последовательной концепцией в разуме Человека, который представляет мозг нашей планеты, Земли. Концепция «полнолуния» - рациональная, полная завершенная, это действительно обособленный, холодный и блистательный образ духовной реальности – но все же только образ. Для астролога-оккультиста разум – это только воплощенный образ духа внутри человека, а Луна по сути дела является его небесным символом. Под «разумом» подразумевается та часть полного человеческого бытия, которая выступает в качестве посредника между духом и физически-инстинктуальной  природой человека; та часть, которая позволяет человеку на земле сознательно принимать и устанавливать контакт с Солнцем - внутри, божественным созидательным духом. И все же ни «концепция», ни психо-лунный контакт» не приводит к непосредственному отождествлению человека с его солнечным созидательным источником. Говоря, что такое отождествление происходит только через «инициацию2 (посвящение) – непосредственное перенесение «солнечной» энергии (или логоса) от посвящающего к посвящаемому.

         Таким образом, «лунный» путь следует рассматривать как косвенный путь духовного достижения. Это естественный путь, возможный в дуалистической вселенной, путь сферы бытия, в котором дух может функционировать только через двойственность, через два – как одно, через концепции и объективность, через форму и знание. Это постепенное освещение фазового раскрытия, постепенное восприятие реальности – фаза за фазой. А после того, как достигнуто наиболее полное возможное раскрытие наступает период освобождения и распространения того, что было постигнуто, до тех пор, пока пустой (или запутавшийся) разум или душа постепенно не наполняется  снова возрастающим сознанием особого рода реальности – и так далее, цикл за циклом, образ за образом.

         Эти «образы» реальности являются духовно-солнечными эманациями «идей-семян». Они являются также тем, что один французский философ назвал idees-forces, так как подобно семенам они содержат в себе архетипическую модель будущего организма, и энергию, которая будучи возбуждена тепловыми лучами Солнца увлажнена водой, трансформирует этот архетип в настоящий живой организм. Таким образом эти идеи являются сущностями духовной сферы. Они производятся духом тогда, когда в них есть потребность; потому что дух всегда действует в ответ на потребность, и никак иначе. Эта потребность символически высказывается земным организмом или личностью за три дня до новолуния (так называемое «бальзамической Луны»); а солнечное освобождение происходит в новолуние – «в самый темный час» лунного периода. Затем требуется две недели прибывающей Луны для того, чтобы солнечная идея-семя, или образ, развился внутри лунного лона «разума» (или психоментальной сферы), и в полнолуние должно произойти раскрытие – таким образом, органически-личностная потребность оказывается удовлетворенной.

         Однако только что изображенная картина лунного цикла не подчеркивает весьма значительного фактора. Этим фактором, который подразумевается, но которому все же не придается достаточной важности, является Земля. Когда мы говорим о лунном цикле или о любом цикле взаимосвязи, мы всегда предполагаем, в качестве основы, существование Земли. Последовательные соединения и оппозиция двух небесных тел существуют только относительно центра Земли (то есть до тех пор, пока мы имеем дело с традиционным типом астрологии, который является гелиоцентрическим). Таким образом, дуализм солнечно-лунного цикла в действительности получается от тройственной взаимосвязи Солнце-Луна-Земля. Основным фактором в лунном цикле является Солнце, плазменное, лучезарное, освобождающее семена, не Луна – холодная и объективная, строящая концепции и развивающая тела. В действительности таким фактором является Земля, требующая циклического взаимодействия солнечной и лунной деятельности. А современная гелиоцентрическая астрономия объясняет это, раскрывая нам, что Луна является спутником Земли. Она является спутником или слугой Земли настолько, насколько она удовлетворяет потребность Земли тем единственным способом удовлетворения, какой Земля могла бы принять. Луна распространяет среди земных организмов и человеческих личностей солнечные идеи-семена и солнечный потенциал тем способом, каким эти обусловленные Землей сущности могут их воспринимать. А они могут получить солнечный поток только через перемежающийся, колеблющийся, переменный поток. Рожденные на Земле существа должны иметь ночь и день, периоды сна и активности, и они должны также заряжаться в глубочайших тайниках своих жизненных структур посредством колебательного процесса, представленного лунным циклом.

         Попросту говоря, Луна не виновата в том, что ее свет в небе то прибывает, то убывает. Это происходит потому, что именно таким образом земные существа должны получать необходимую им отраженную солнечную энергию. Луна выступает посредником между Солнцем и Землей. Используя современную психологическую терминологию можно сказать, что  Луна – это анима, которая служит связующим звеном между сознательным эго человека и всеобъемлющей целостностью духа, Бога - внутри. Аналогичным образом, женщина не виновата, если ее жизнь и чувства потревожены из-за того, что яйцеклетка должна расти, развиваться и таким путем освобождаться.

         Человеческий род на этой земле в основном пока не обладает способностью непосредственно ассимилировать солнечною силу луча и творить непосредственно ею, не испытывая потребности в физиологическом семени, таким образом, из-за этой судьбы, обусловленной Землей, должна быть Луна и лунный цикл – и как мы это знаем, должен быть секс. Должны быть два «светила» - одно неизменное, другое – постоянно меняющееся. Должен быть дуализм – но просто из-за того, что третий фактор требует, чтобы были два «светила» и переменный поток, производимый их взаимосвязью. Лунный цикл, как и все циклы взаимосвязи, является циклом, затрагивающим два фактора, которые движутся с разными скоростями и в разных плоскостях, и чья взаимосвязь порождает определенные результаты (или «семена») у третьего фактора, Земли. Любая взаимосвязь, не имеющая целью удовлетворение потребности какого-то третьего фактора, не имела бы вовсе никакого смысла.

         Дух – это взаимосвязанность, но это потому, что дух является тем, что удовлетворяет все потребности. Дух – это бесконечное наделение дарами, циклическое высвобождение семян и логосов. Высвобождение семян существуем там, где существует то, что мы называем «жизнью» или дуализмом энергий. Высвобождение логоса существует в сфере множественной «полифонической» связи, сфере духовной плеромы или «созидательных множеств». Лунный цикл имеет дело с «жизнью».

         Лунный цикл – это цикл фаз Луны. Эти фазы – различные аспекты, которые Луна периодически являет человеку на Земле. Они представляют собой не изменения в самой Луне, а изменения в угловом соотношении Луны и Солнца относительно центра Земли.

         Эти астрономические факты интерпретируются астрологом как символы процесса вселенской эволюции (или проявления жизни), в которой фундаментальными являются три фактора. Земля представляет потребность рассеянных и распавшихся материалов, находящихся в самом конце любого цикла и всех циклов. Эта потребность в обновленной интеграции взывает к созидательному излиянию божественного духа, который символизируется Солнцем. Однако, солнечная энергия может быть использована и ассимилирована хаотическими земными материалами, если она освобождается постоянно в процессе органического развертывания и выявляющего концепцию озарения, которое символизируется нарастанием Луны. Период убывания Луны представляет рассеяние того, что достигло лунной интеграции в полнолуние.

         Таким образом, Луна – это лишь средство. Она – посредница, мать или Муза, чья функция состоит в том, чтобы удовлетворить потребности тех эволюционирующих единиц, которые коллективно составляют содержание цикла. Она распределяет солнечный потенциал (то есть духовную пищу и энергию) через органические и психологические средства, которые она строит с тем, чтобы они соответствовали потребности развивающихся материальных единиц, будь то клетки, или личности. Следовательно, она  служанка Земли и Солнца. Она высвобождает свет Солнца и тем самым служит потребности земных существ в органической и психической жизни.

Дейн Радьяр

(из книги «Лунный цикл»)


 КОНТАКТ

Главная

E-mail: zerkalo52@ya.ru
Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz